Выбрать страницу

Стремление конкурировать на региональном, национальном и международном ном рынках вынуждает предприятия рационально использовать свой потенциал и все виды ресурсов. Это требует от руководителей предприятий применять выгодные формы управления бизнес-процессами. В последние годы возросло популярность одной из таких форм — аутсорсинга.
Аутсорсинг (англ. out — внешний, source — источник) — значит использование ресурсов извне. Иными словами, аутсорсинг — это выполнение сторон ной организацией определенных задач или некоторых бизнес-процессов, которые не являются профильной для предприятия, но являются необходимыми для полноценного его функционирования на рынке. По-другому этот же срок можно рассматривать как способ оптимизации деятельности предприятия за счет сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным организациям.
Более 2/3 компаний мира прибегают к услугам аутсорсинга. В Украине эта цифра на порядок ниже, однако, более 80% руководителей отечественных предприятий, которые уже знают, что такое аутсорсинг, планируют начать использование его в ближайшее время.
Аутсорсинг в Украине находится на стадии становления, особенно в сфере маркетинга. Темпы его развития слишком медленные, поскольку предприятия бояться передавать ряд функций из-за риска их выполнения на ненадлежащем уровне. Специфика этого вида аутсорсинга в Украине заключается в том, что предприятия в большей степени направлены на передачу исследовательских функций, функций коммуникации, чем на передачу функций в сфере сбыта и контроля маркетинговой деятельности.
Анализируя деятельность организаций-аутсорсеров как субъектов аутсорсинга, распространенными отечественными фирмами, которые работают в этом направлении, является услуги (консультационные) фирмы. Рынок консалтинговых по слуг в Украине в настоящее время имеет хаотический, и, одновременно, перспективный характер. Украинские консалтинговые фирмы вполне конкурентоспособны, особенно в таких видах деятельности, как реструктуризация предприятий и организация бизнес-процессов, управления качеством, инжиниринг, ин формационные технологии, маркетинг, аудит, кадровый консалтинг и обучение. Отдельное место среди субъектов аутсорсинга занимают информационно-маркетинговые центры.
Использование аутсорсинга освобождает предприятия от вынужденного создания своих собственных внутренних служб и подразделений, которые требуют больших финансовых затрат и соответствующего кадрового обеспечения. Преимущества использования аутсорсинга как новой стратегии в управлении заключаются в возможности сфокусировать внимание на основном бизнесе (направления деятельности), снизить инвестирования в неосновные фонды, гибко реагировать на изменения на рынке и в середине и компании; обойтись без расширения штата и сократить затраты на обучения персонала , информационную поддержку, проведение маркетинговых следований т.д..
На региональном уровне, особенно в условиях внешнеэкономической деятельности, аутсорсинг поможет предприятию воспользоваться ресурсами, доступ к которым в противном случае был бы невозможен, например, при расширении географии деятельности фирмы или при создании новой компании. И, наконец, предприятие-заказчик может улучшить репутацию и увеличить стоимость своего бренда в результате более качественного обслуживания клиентов сторонней специализированной компанией.
На данном этапе развития экономики Украины, особенно на региональном уровне, тема аутсорсинга является очень актуальной. Предложенная схема сотрудничества между региональным информационно-маркетинговым центром и субъектами хозяйствования региона может оказать экономике региона новые возможности экономического роста всех субъектов хозяйствования, рационального использования всех видов ресурсов, которые есть у предприятий, рационального использования факторов, формирующих потенциал региона , а также его социально-экономического развития.