Выбрать страницу

Руководители предприятий нередко избегают участия в государственных тендерах, полагая, что победу в них одержать невозможно. Некая доля вероятности присутствия коррупционной составляющей, конечно, есть, но она не так велика, как кажется, хотя факты нарушения принципа равенства всех участников и состязательности случаются. Тем не менее, те поставщики, права которых были ущемлены в процессе торгов, с успехом отстаивают в судах свои права.
Участие в государственных закупках ничем не отличается от обычного конкурса. Исключение составляют заказы, имеющие поставки продукции высокой степени сложности либо выполнение работ, связанных с безопасностью страны и ее обороной, которые проводятся в закрытом режиме. Доступ сторонних организаций к их выполнению практически невозможен. Претенденты на закрытые тендеры получают приглашения в индивидуальном порядке. Открытые торги, информация о которых находится в свободном доступе, доступны любым предприятиям без исключений.
Еще одной особенностью государственных закупок является довольно частое проведение тендеров в два этапа. Такое случается в том случае, когда заказчику требуются дополнительные сведения для оценки возможностей претендентов, проведения расчетов стоимости предстоящих работ. Второй этап конкурса состоит в приеме заявок участников в соответствии с условиями, установленными заказчиком.
Проблема государственных тендеров состоит в том, что при определении победителя, предпочтение отдается подрядчику, предложившему самую низкую цену. К сожалению, в данной ситуации не учитывается качество работ.
Такая проблема наблюдается в строительной отрасли, когда претенденты составляют заниженные сметы, выполнение которых становится невозможным при исполнении заказа. Если подрядчик не сможет увеличить бюджет за счет заказчика, то его ожидают убытки, которые вполне могут стать причиной его банкротства.