Выбрать страницу

Сегодня нельзя не отметить роль оптовых и розничных торговых предприятий в управлении городом, ведь именно торговые предприятия составляют основу торговли, ее ресурсный потенциал.
Но торговля, как и любые другие отрасли экономики, имеет присущие только ей проблемы и особенности. В частности, среди особенностей розничной торговли выделяют: широкий ассортимент, высокая динамика движения товаров, большое количество учетных операций (например, до нескольких десятков тысяч чеков на одну кассу в смену), множество технических проблем (например, разное качество каналов связи, перебои с электроснабжением ) — сезонность спроса, большие сроки между заказом и получением товара от поставщика и тому подобное. Среди наиболее важных задач для компаний, специализирующихся на оптовой торговле, следует выделить: скорость выполнения заказов, индивидуальный подход к каждому клиенту, гибкое реагирование на изменение конъюнктуры рынка.
Решение этих задач в современных условиях не ограничивается организационными и методологическими мерами, как это было раньше. Перед предприятиями возникла реальная необходимость совершенствования процессов управления. Следует отметить, что необходимость совершенствования систем управления обусловлена как ростом конкуренции и выходом предприятий на региональные рынки, так и появлением высокотехнологичных западных компаний на украинском рынке, преимуществом которых является высокий уровень развития информационных технологий. Поэтому сейчас в большинстве случаев отечественные компании требуют от поставщиков информационных технологий не просто недорогих и функциональных решений, но и решений, которые вполне учитывали современную специфику розничной торговли и могли поддержать будущие изменения бизнес-процессов и принципов управления.
Основной целью внедрения инновационных информационных технологий является создание системы взаимодействия научного, технического и производственного потенциалов, которые в свою очередь обеспечивают научно-технический прогресс. Традиционно применения информационных технологий в той или иной отрасли обуславливается отраслевыми особенностями предприятий. Также принято считать, что то предприятие, которое лучше всех знает специфику отрасли, может более эффективно решить проблемы внедрения новых информационных систем.
Информационные технологии можно считать атрибутом успешного современного предприятия розничной торговли. За последние несколько лет значительно эволюционировали принципы работы и управления в этой области. Естественно, что ситуация, которая сложилась, не могла не отразиться на потребностях в информационных технологиях. Если раньше программное обеспечение использовалось только для автоматизации учетных функций, а техническими средствами оснащались офисы и бухгалтерия, то сегодня информационные технологии стали частью розничного бизнеса. Так, например, крупные универсамы и сети магазинов изначально планируются в расчете на максимальную автоматизацию торгового и складского учета, централизацию управления и поставок. Небольшие и средние розничные магазины приходили к необходимости автоматизации постепенно, вследствие жесткой конкуренции или увеличение ассортиментных групп, а сейчас большинство из них не в состоянии без информационных технологий справиться с объемом документов, многократно увеличился.
В свою очередь, основными тенденциями при построении информационной системы управления в розничной торговле можно считать интеграцию front-и bаск-офиса — другими словами, объединению в единую информационную среду кассовых аппаратов, систем безопасности, телекоммуникаций, программных систем управления и др..
Анализ реализованных проектов по внедрению информационных технологий на предприятиях розничной торговли позволяет выделить приоритетные направления развития розничной торговли с помощью информационных технологий:
a) Web-торговлю:
Основные сложности в этом направлении — это необходимость интеграции платформы для организации Интернет-магазина с существующими или планируемыми к внедрению программными продуктами.
b) Организация сложных маркетинговых акций и систем обеспечения лояльности клиента: супермаркеты активно применяют различные методики sales promotion. Все это требует оперативного и надежного учета и синхронизации работы всех задействованных подразделений. В последнее время все большее значение приобретает персонификация взаимоотношений с каждым конкретным покупателем, установления более четкой зависимости предоставленных ему привилегий от объема сделанных им покупок.
Анализируя опыт реализованных проектов можно сделать вывод, что использование информационных технологий позволяет:
— Консолидировать финансовые и управленческие данные по всем структурным подразделениям, отдельными предприятиями;
— Подключить дистрибьюторские центры в единую систему хранения и использования данных;
— Автоматизировать финансовый, управленческий, бухгалтерский и налоговый учет;
— Вести учет большого объема номенклатуры
— Оперативно управлять поставками на склад, хранением и отгрузками продукции;
— Осуществлять он-лайн интеграцию с кассовыми аппаратами.