Выбрать страницу

В условиях глобального финансового кризиса для торгового предприятия особое значение приобретает вопрос комплексного и эффективного управления его доходами. Доход торгового предприятия является одним из важнейших показателей его функционирования, поэтому, учитывая современное состояние экономики, необходимо определить методы управления им. Но, следует отметить, что проблема стратегического управления доходами торговых предприятий еще недостаточно исследована в современной отечественной литературе.

Каждое предприятие независимо от масштабов требует как наименее эффективной системы управления, от которой в большой степени зависит успех компании. Управление – это “сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также участие в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность хозяйственной деятельности и получить результаты”.

Управление доходами в условиях кризиса рассматривается как одна из функциональных стратегий, ориентированной на создание экономических условий для возмещения постоянных и переменных операционных затрат торгового предприятия, полной и своевременной уплаты всех видов налогов и обязательных платежей и обеспечения получения целевого чистой прибыли.

Управление доходами торгового предприятия в условиях кризиса предлагается последовательно осуществлять по следующим этапам: создание информационной базы для принятия управленческих решений, проведение анализа объема и состава полученных доходов, факторов, которые определяют их размер и уровень, разработка политики управления доходами; обоснованное планирование доходов формирование оптимального варианта плана доходов предприятия.

Основным экономическим рычагом стратегического управления доходами торгового предприятия выступает разработанная им ценовая политика. Сейчас, когда экономика Украины находится в кризисном состоянии, мотивационный механизм принятия решений отдельными торговыми предприятиями по формированию коммерческого дохода определяется различными факторами как внутреннего, так и внешнего порядка. Одним из главных факторов влияния внешней среды являются инфляционные процессы, при которых предприятия вынуждены прибегать к максимально возможного повышения цен. Однако с повышением цены на единицу товара сокращается оборот его реализации в натуральном выражении, поэтому размер коммерческого дохода является результатом мультипликативного эффекта этих процессов. Коммерческий доход может расти только за счет избыточной компенсации уменьшения объема реализованных товаров повышением цены, что возможно только в условиях незначительного ограничения спроса.
В настоящее время на рынке компьютерных программ являются универсальные аналитические программы и специальные, которые можно использовать при планировании доходов для улучшения управления на торговых предприятиях.

Система «1С-АФСП». Как исходная информация для финансового анализа она использует данные внешней бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств. Для обеспечения сопоставимости данных при изменении в правилах и формах отчетности в программе реализован механизм трансформации начальных форм в аналитические формы, статьи которых имеют одинаковый экономический смысл на любую отчетную дату.

Система БЭСТ-Ф предназначена как для оперативного анализа собственной финансово-хозяйственной деятельности, так и для проведения независимой внешней экспертизы и анализа экономического состояния предприятия с целью разработки стратегии его развития. Она объединяет возможности электронной таблицы и базы данных, может обрабатывать различную информацию.

Модуль «Финансовый анализ» системы «Галактика» (корпорация «Галактика») адресован руководителям и специалистам финансовых служб. Основные задачи, решаемые в нем, – оценка финансового состояния предприятия и перспектив его дальнейшего развития с ориентацией на предприятия всех форм собственности, в том числе и с особенностями представления отчетности по международным стандартам.

Таким образом, торговым предприятиям для эффективной реализации предоставленного им права самостоятельно формировать доходы от продажи товаров нужно кардинально изменить практику управления эффективностью закупок товаров и подходы к ценовой политике на торговые услуги. Поскольку место в управлении доходами торгового предприятия занимает анализ их объема и состава, то для совершенствования управления в нынешних условиях экономики необходимо, чтобы предприятия использовали универсальные компьютерные программы с широкими возможностями в соответствии с требованиями объективных экономических законов в современных условиях. Для получения более точных плановых показателей будет целесообразно использовать отдельные методы планирования доходов. По поиску достаточных резервов, то на нынешнем этапе развития экономики это является важнейшей задачей для каждого предприятия.