Выбрать страницу

Комплексный подход к проведению государственных закупок можно обеспечить, если опираться на единую систему управления.
Планирование осуществления государственных закупок — сложный многоэтапный процесс, на который влияют внешние и внутренние факторы. Основными факторами внешнего воздействия на процесс планирования являются, прежде всего, особенности осуществления бюджетного процесса в России. К внутренним факторам относится сложность применения классических и специальных приемов плановой работы в условиях возможной не прогнозируемой потребности в товарах, работах, услугах и недостаточной базы теоретических и практических знаний специалистов, занимающихся подготовкой и проведением государственных закупок.

Важным этапом планирования является разработка концепции осуществления государственных закупок на котором должно быть обязательно проведено исследование и маркетинг рынка с изучением перечня предложений потенциальных поставщиков и ценовых вариантов предмета закупки на рынке, учета специальных требований, потребует дополнительного изучения рынка. На данном этапе необходимо осуществлять сравнительный анализ технологических характеристик и их соответствие стандартам. Поэтому стоит отметить, что наблюдения и исследования рынка как начальный этап государственных закупок заказчики почти не осуществляют, что приводит к закупке по ценам, значительно выше рыночных.
Таким образом, расчет ожидаемой стоимости закупки — важный элемент планирования, в своей основе определенный начальной цене запланированного договора о закупке.

Исходной точкой планирования государственных закупок должна стать его синхронная согласованность с бюджетным процессом и бюджетным программам. Государственные закупки могут стать основным финансовым инструментом выполнения бюджетных программам, через лучшие технические спецификации принятых предложений могут одновременно обеспечить результативность внедряемых программ. Степень эффективности осуществленных государственных закупок должна стать одним из важнейших факторов обеспечения комплексной эффективности реализации государственных программ. Поскольку экономия государственных средств во время конкурсных закупок позволит их использования в следующих бюджетных периодах для закупки новых видов товаров, работ и услуг. Одновременно сами закупки обеспечат эффект катализатора по увеличению количества и производственных мощностей предприятий и организаций.
Важным элементом механизма управления системой государственных закупок должна быть информационная система, обеспечивающая оперативное получение достоверных и полных данных о состоянии механизма в целом, а также объекта или процесса, им регулируются.
Анализ функционирования системы государственных закупок в зарубежных странах, а в частности их информационного инструментария позволяет определить перечень его перспективных форм, на наш взгляд было бы необходимо внедрить в Украине.
Однако следует определить возможные препятствия по применению этих форм, которые, связаны, прежде всего, с наличием значительного объема сложных, специализированных товаров, работ и услуг, для которых они могут играть лишь вспомогательную роль при государственных закупках.
Большое количество однотипных конкурсов, время, затрачиваемое на «шаблонные» операции, приводит к необходимости использования информационно-вычислительных технологий при организации, проведении и управлении государственными закупками.

При применении вычислительных систем становится возможным полностью автоматизировать процесс принятия решений, без влияния на этот процесс конкурсной комиссии. Такой способ возможен только в случае простых закупок, со стандартными требованиями к качеству, комплектации, срокам поставки и оплаты и единственной переменной характеристикой — цене. При этом претендент на участие в конкурсе подает заявку по заранее утвержденной форме, и компьютер обрабатывает все поданные заявки, проверяет их полноту и правильность оформления, заносит данные заявки в базу данных и выдает для конкурсной комиссии окончательный результат. На уровне организаций-заказчиков товаров, работ и услуг за государственные средства целесообразно активнее использовать информационно-аналитические системы поддержки процесса этих закупок. Таковыми могут быть уже разработаны системы электронного документооборота и сопровождения процессов закупки «Тендер», «Megapolis. Заседание «и т.п..
Применение данных систем имеют как свои предпочтения, так и свои недостатки. К преимуществам можно отнести повышение эффективности информационного и документационного обеспечения организации, создание единого информационного пространства и коммуникационных каналов, установления единого стандарта работы с входящими и исходящими документами закупочного процесса и, как результат, сокращение сроков их обработки. Недостатком таких систем является незначительная дифференциация процедуры и предмета закупки. Поэтому целесообразно создание и дальнейшее использование информационных систем, учитывающих более широкий спектр характеристик продукции и особенности отдельных процедур закупки. На сегодняшний день в России применяются отдельные формы электронных закупок, но только в виде пилотных проектов электронного документооборота, функционирования электронных рыночных площадок, электронного каталога и электронных систем информирования о торгах. На наш взгляд достижения весомого эффекта от их действия возможно при применении единой государственной информационной системы, которая одновременно была составной частью общей системы информатизации общества и одним из этапов создания электронного правительства.
Сначала возможно внедрить электронный режим только на стадии от исследования рынка до заключения договора о закупке товаров, работ и услуг. Далее создать условия информационного доступа и введение в интегрированную систему координирующих и контролирующих органов в сфере государственных закупок. Эти органы реализовывали свои функции на любой из стадий закупочного процесса. Таким образом, действие предложенных элементов информационного инструмента механизма управления системой государственных закупок может быть реализовано только при завершении всеобщей информатизации общества и формирования электронного правительства в стране. На нынешнем этапе развития системы государственных закупок необходимо на законодательном уровне запретить использование частных информационных систем с искусственно созданным монопольным положением в системе государственных закупок.
Применение единой государственной информационной системы в процессе государственных закупок будет способствовать соблюдению принципа прозрачности и открытости, что приведет к уменьшению уровня коррупции, а также позволит достичь положительных результатов в различных сферах экономики.
Управление системой государственных закупок требует эффективного информационного обеспечения. Поэтому целесообразно создание базы данных, которая должна быть обязательно в государственной форме собственности, обеспечит определенную структурированность и достоверность, а также недопущения ее нерегулируемого монопольного положения. К такой базы данных участники государственных закупок в зависимости от классификации товаров, работ и услуг могли бы бесплатно подавать и получать информацию о свой род деятельности, характеристику предлагаемой продукции, и ее стоимость. Диагностировать соответствие предложенных цен возможно по результатам мониторинга, который проводит уполномоченный орган в сфере государственных закупок.

Чрезвычайно важна объективная оценка состояния уровня подготовки кадров организационной структуры системы государственных закупок, поскольку принятие управленческого решения, не соответствующего возможностям организации, может привести к негативным последствиям. Для оценки квалификации специалистов, занимающихся организацией государственных закупок необходимо вести статистику принятых решений, оценивать степень их правильности, эффективности. Специалист по проведению конкурсов должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки.