Выбрать страницу

На современном этапе развития рыночных отношений для успеха на рынке украинским предприятиям, мало обладать материально-финансовыми ресурсами. Усиление роли потребителя, значительная неопределенность и изменчивость внешних условий функционирования, усиление конкурентной борьбы, вызывает необходимость активной деятельности по обеспечению конкурентоспособности предприятий. Проблему конкурентоспособности возможно решить путем формирования и активного управления конкурентным потенциалом.
Под конкурентным потенциалом следует понимать систематизированный комплекс взаимосогласованных возможностей и ресурсов внутренней среды, который обеспечивает получение преимуществ в условиях меняющейся внешней среды и ограниченных ресурсов, способствует достижению поставленных целей и при рациональном использовании обеспечивает высокий статус.
Существует проблема исследования факторов и логики развития конкурентных возможностей на микроуровне в условиях роста открытости национальной экономической, политической и социальной системы, это обусловлено особенностями научно-исследовательской, инновационной, инвестиционной и практической деятельности предприятий, необходимостью конструктивного решения вопросов, связанных с трансформацией их организационных структур, гармонизации нормативно-правовой базы и адаптацией к условиям хозяйствования. В условиях роста открытости экономики конкурентный потенциал предприятия следует рассматривать как системный признак позитивных рыночных сдвигов, происходящих в обществе. Это обеспечивается при условии постоянного совершенствования и развития рыночных форм хозяйствования отечественного производства и постепенного отказа от лишнего администрирования и бюрократизма. Цены конкурентный потенциал определяется несколькими уровнями измерения, адекватно отражают их производственно-технические, трудовые и финансовые возможности на внешних рынках.
Среди главных критериев, является основой измерения конкурентного потенциала предприятия, важное значение имеют: доля продукции предприятия на внешнем рынке, размер капитала; диверсификация производства; внедрение передовых технологии, проведение фундаментальных рыночных исследований; совершенство организации и управления производством; максимальное использование творческой активности персонала : финансовая стабильность предприятия, степень адаптации к международной среде; гармонизация законодательства с международными нормами права.
С целью создания системы, которая способна решать задачи по повышению уровня использования имеющихся и создания новых резервов конкурентного потенциала целесообразно провести анализ локальных потенциалов и определить те, что оказывают наибольшее влияние на развитие конкурентного потенциала в целом. Для оперативности анализа важно максимально упростить структуру конкурентного потенциала, сведением к минимуму наиболее важных его составляющих, а поэтому при описании структуры предлагается использовать комплексный подход, сочетающий преимущества ресурсного и функционального аспектов и позволяет представить конкурентный потенциал как совокупность семи составляющих, а именно: управленческой, производственной, трудовой, маркетинговой, финансово-экономической, инновационной, информационной. Именно сочетание определенных составляющих в совокупности характеризует состояние и возможности предприятия по созданию, укреплению и развитию своих конкурентных преимуществ.
В структуре механизма формирования конкурентного потенциала решающее значение имеют процессы, определяющие возможный экономический уровень конкурентоспособности предприятия. Речь идет о техническом, организационном и социальном развитии предприятия. Не менее двух третей резервов повышения конкурентного потенциала заложено в результатах технических и организационных процессов. Они проявляются через: нормы применения и использования ресурсов, повышение управления и улучшения обслуживания производства; механизацию труда; специализацию и кооперирование производства, продолжительность и сменность работы оборудования, качество продукции, сокращение длительности производственного цикла, величины запасов материальных ресурсов.
Конкурентный потенциал как интегральный показатель является результатом совокупного действия локальных потенциалов. Структурирование конкурентного потенциала позволяет оценивать уровень развития каждого локального потенциала и сконцентрировать усилия управления в наиболее приоритетном направлении, использовать полный набор стратегических возможностей, определять приоритеты в развитии в соответствии с намеченными целями; отражать последовательность планирования и управления с целью эффективного функционирования на рынке.
Повышению эффективности управления конкурентным потенциалом, может способствовать модель, состоящая из трех блоков.
Первый – конкурентный анализ, который сочетает в себе внутреннюю среду предприятия, внешнюю среда предприятия, внутренние конкурентные возможности и возможности конкурентного окружения.
Второй – формирование конкурентного потенциала осуществляемый путем сравнения сильных сторон конкурентной позиции предприятия и конкурентов, выявлением ключевых факторов успеха, которые обеспечивают конкурентное рациональность предприятия и устойчивые конкурентные преимущества, определение конкурентного потенциала, выявление слабых сторон конкурентной позиции предприятия и конкурентного риска.
Третий – управление конкурентным потенциалом цель которого использование минимальных ресурсов для достижения максимального результата в нужное время, в нужном месте, планирование использования потенциала в соответствии с выбранной стратегией конкурентного поведения, реализация стратегии управления конкурентным потенциалом, контроль рациональности использования конкурентного потенциала.
Конкурентный потенциал предприятия
При управлении формированием конкурентного потенциала нужно четко определить, что в отличие от потенциала предприятия, определяется только внутренними факторами, конкурентный потенциал учитывает факторы внешнего окружения и представляет собой совокупность внешних и внутренних преимуществ.