Выбрать страницу

Возможность выживания предприятия в условиях постоянной конкурентной борьбы зависит от конкурентоспособности.
Актуальной проблемой современной теории и практики торгового предприятия является управление конкурентоспособностью (КС) предприятия. Международная конкуренция, глобализация рынков, масштабное проникновение иностранных товаров на российский рынок переводят проблему управления конкурентоспособностью предприятия в число приоритетных управленческих задач, успешное решение которых обеспечит выживание и развитие предприятий в новой среде.
Стратегиям управления конкурентоспособности торгового предприятия посвящены труды таких известных экономистов: А. Маршалл, И. Ансофф, Ф. Тейлор, М. Портер, В.Дж. Стивенсон, А. Шеремет, Р. Сайфулин и другие.

Проблематично совместить экономические интересы торговых предприятий, требования стандартов услуг розничной торговли при выполнении социальной функции и интересы покупателей.

Например, предприятия общественного питания для закрытого контингента (учебных заведений, заводов, фабрик) призваны максимально обеспечить контингент полноценным питанием. При росте цен на продукцию, даже при повышении ее качества, уменьшается количество посетителей.

Формирование стратегической системы управления (КС) торгового предприятия предполагает разработку и реализацию соответствующих мероприятий, как на уровне, так и на уровне отдельных предприятий.

1. На государственном уровне – с позиций обеспечения условий для развития благоприятной конкурентной среды;
а) это совершенствование, а в отдельных сферах деятельности – создание нормативной базы управления конкурентоспособности предприятия, обеспечения стабильности требований нормативных документов на всех уровнях управления;
б) формирование эффективной конкурентной политики, постоянная адаптация к мировым стандартных требований;
в) создание благоприятного инвестиционного климата и условий для эффективного привлечения инвестиций, в первую очередь, отечественных, что позволит начать ликвидацию инвестиционного кризиса;
г) развитие приватизационных процессов, в том числе с выходом на международные рынки капитала, решение проблемы приватизации стратегических отраслей за деньги, а также продажи объектов приватизации вместе с земельными участками, содействие процессам реструктуризации и диверсификации производства;
г) снижение входных барьеров, связанных с началом и функционированием субъектов предприятия;
д) решение проблемы амнистии определенной части теневого рынка, борьба с коррупцией, преступностью и недобросовестной конкуренции;
е) стимулирование инновационной деятельности в направлении разработки продукции ориентированной не только на потребителя (т.е. маркетинговый подход), но и на целостность социально-экономического и природной среды;
е) содействие формированию системы мониторинга внешней среды предприятия, а также информационных банков с целью развития и реализации идей стратегического менеджмента.

2. На уровне предприятия
Рыночные отношения ставят перед предприятиями торговли четко опре-делено цели: максимальное удовлетворение потребительского спроса и высокий уровень экономической деятельности, реализация которых будет способствовать достижению прочных конкурентных позиций на рынке.
Эффективность предприятий торговли не определяется объемом деятельности. Такое предприятие, не большое по объему деятельности, но имеет выгоднее расположение и удачно подобранный ассортимент товаров, может быть рентабельным за великое предприятие.
При этом следует заметить, что крупные предприятия торговли, по сравнению с небольшими, получают большую сумму дохода, соответственно, имеют преимущество по развитию материально-технической базы, инноваций, маркетинговых мероприятий.

Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия можно разделить на следующие организационные этапы:

1) стратегический мониторинг. Информация должна отражать противоречивость экономической среды, альтернативность тенденций, противоречия системы, экономических интересов, деловых партнеров и конкурентов;

2) учет внешней среды. Этап предполагает оценку нестабильности внешней среды, оценку фактического состояния и его стратегический анализ для прогнозирования на долгосрочную перспективу;

3) цель ситуационного анализа. На этом этапе необходимо дать интегральную оценку фактическому состоянию потенциала предприятия. Экономическая диагностика служит основой для дальнейшего стратегического диагностики возможностей предприятия, его самоопределения и границ влияния на существующих конкурентов.

Следует отметить, что стратегическая система управления может влиять на эффективность деятельности предприятия только тогда, когда ее должным образом адаптирована к рыночным условиям хозяйствования.

Основные направления совершенствования механизма управления конкурентоспособностью предприятия:

совершенствования структуры управления процессом торговли;
улучшения управления ресурсами торгового предприятия;
совершенствования инструментария управления на основе установленных принципов;
совершенствование механизмов оптимально-максимальной реализации конкурентоспособной продукции;
совершенствование нормативной и правовой базы инвестиционного процесса;
совершенствования спроса;
совершенствования управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции;
улучшение системы планирования как основного звена управления предприятием;
корректировки процессов управления;
стратегический мониторинг;
конкретизация миссии предприятия на основе выявления и согласования интересов участников бизнеса;
совершенствование механизма квотирования;
внедрение компенсаторно-корректирующих механизмов.