Не секрет и всем известно, что предприятия, близкие к ответственным часто легко получают контракты по государственным закупкам. Злой умысел доказать довольно сложно, поскольку все они научились использовать положения закона Ф3-44, регламентирующего размещение заказов для нужд государственных и муниципальных организаций. Ниже приведены схемы, использование которых позволяет «нужным» предприятиям получить заказ.

Демпинг

Мероприятия, на которых проводится конкурс, всегда сопровождаются соперничеством среди участников. Из всех компаний, допущенных к аукциону, которые соответствуют предъявляемым требованиям, естественно, предпочтение отдается той компании, которая предлагает самую низкую цену. Конкурс для того и проводится, чтобы экономить бюджетные средства. А потому для исполнения этого условия достаточно уменьшить заявленную стоимость хоть на рубль.

Как это может происходить на практике. Например, для выполнения строительных работ подали заявки четыре фирмы. Две из них работают добросовестно, не практикуют «откаты» и готовы к победе в честной борьбе. В ходе аукциона компании соглашаются на более низкие суммы, чем та, что была заявлена при его начале. Одна из четырех фирм является самой настойчивой и предлагает вариант самой низкой цены. На конкурсе присутствует еще одна компания, которая предлагает цену выше самой низкой и ниже высокой, на которую согласны добросовестные формы. Демпинг компании, предложившей самую низкую цену, приводит к тому, что добросовестные компании отказываются от дальнейших торгов. В итоге аукцион продолжают лишь две компании, в котором победителем оказывается фирма, принявшая самую низкую цену, в ущерб своим интересам. Однако организатор впоследствии признает, что победитель торгов неправильно оформил заявку и снимает ее с торгов. Результатом конкурса становится победа фирмы, которая лишь совсем немного уменьшила сумму, которую предлагали добросовестные.

Ошибки правописания

Все сообщения, в соответствии с законом, о предстоящих торгах публикуются в СМИ или на веб-сайте. Потенциальные подрядчики и поставщики отслеживают информацию, чтобы подать заявку. Для организации конкурса, в котором примут участие только «свои», хитрые чиновники, поступают следующим образом.

На сайте о государственных закупках размещается объявление. Потенциальные поставщики ищут соответствующий текст, не догадываясь о том, что уведомление о принятии заявок будет иметь ошибку. Имеются примеры, когда чиновники сознательно размещали текст, в котором присутствовали буквы латиницы или грамматические ошибки. Это давало возможность утаить объявления и сделать их недоступным для «посторонних поставщиков». О предложении, которое было замаскировано, узнает лишь тот поставщик, которому сообщат об его особенностях.

«Фильтр»

Такая схема часто применяется при проведении государственных закупок. В качестве примера можно привести заказ на создание для Министерства здравоохранения социальной сети всего за 16 дней. Также вполне возможно, что заказчик потребует провести строительные работы, которые необходимо завершить за короткий срок. А в это время такие работы уже начаты до начала проведения торгов и финансируются в виде спонсорской помощи. Заказчик может выдвинуть условие поставки товара, стоимость которого ниже рыночной цены.

Невыполнимые требования предъявляются как к реализации самого государственного контракта, так и к претендентам. Примером может служить указание определенного уставного капитала, финансовых гарантий, доказательство отсутствий нарушений по выполнению заказов другим покупателям. По существующему законодательству такого рода условия обоснованы, а потому претензии можно предъявить практически любому участнику торгов. Такой подход сработает лишь в том случае, когда требования составлены безупречно. В противном случае поставщик имеет право на обжалование отказа организаторов на участие в торгах в суде либо обратиться в Антимонопольный комитет, который в настоящее время ведет активную борьбу со случаями сговоров между чиновниками и предпринимателями.

Наиболее часто этот способ применяют при закупках лекарственных средств. Как правило, конкурсная документация содержит требования в виде номенклатуры и описания состава. Во многих случаях это обусловлено стремлением приобрести препарат, выпускаемый лишь одной фирмой, которая станет единственным участником торгов, и станет победителем, лишь незначительно снизив стоимость поставки.

Подтасовка котировок

Законодательством о государственных закупках бюджетным организациям устанавливается возможность проведения запросов котировок при намерении заключить контракт, сумма которого не превышает 500 тысяч рублей. С этой целью организаторам торгов потенциальные подрядчики и поставщики подают заявки с указанием контрактов по желаемой стоимости. Несомненно, что предпочтение отдается тому, кто предложил самую низкую цену. Довольно часто и успешно результаты запросов котировок подтасовывают.

Вот один из таких вариантов подтасовки, когда запрос оказывается «липовым». С этой целью организуется процедура, которая проводится формально лишь для того, чтобы организатор получил котировки от добросовестных организаций. Затем, используя определенным образом составленную документацию, торги объявляются не состоявшимися, а все данные по котировкам передаются «нужному» предприятию. После этого организовывается еще один запрос, в котором ко всем предыдущим участникам присоединяется еще один. Вот он и предлагает цену всего лишь чуть ниже самого привлекательного предложения, сделанного во время предыдущего конкурса. В итоге эта фирма и становится победителем.

Поручительство

При проведении государственных закупок часто устанавливается требование по предоставлению поручителей. Для бюджета это требование, несомненно, разумное, поскольку имеется третье лицо, которое несет ответственность за возможное нарушение обязательств, допущенных поставщиком или подрядчиком. Этим лицом является компания, имеющая довольно большой уставный капитал, которая способна будет удовлетворить требования, предъявляемые бюджетной организацией.

В то же самой время, поручительство может рассматриваться как своего рода взятка. И на рынке уже осуществляют деятельность фирмы, предоставляющие именно такого вида услугу. Их цена, как правило, составляет 10% от стоимости контракта. Директора таких фирм во многих случаях являются родственниками или хорошими знакомыми руководителей, проводящих торги.

В этом случае можно и не гадать, кто станет победителем конкурса и обладателем государственного контракта. Естественно – тот, у кого поручитель «надежный».

Кому жаловаться?

Вышеперечисленные схемы не охватывают весь перечень уловок и изобретений, к которым прибегают жулики в системе проведения государственных закупок. Однако знания об их существовании помогут отличить торги, которые заведомо будут провальными для добросовестных участников. В таких случаях лучше в них просто не принимать участия и не тратить время и силы.

Если все же принято решение о продолжении борьбы за контракт, практически любые нарушения закона можно обжаловать. Обращаться можно в арбитражный суд, который находится в месте, где проводится конкурс или аукцион или в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на то, что предприятие ограничили в конкуренции. Вполне вероятно, что компании удастся представить доказательства своей правоты. Однако суд не имеет права обязывать организаторов торгов передавать государственный контракт другому субъекту, поэтому такое обжалование лишь может определить наказание для коррумпированного чиновника. Нет возможности переиграть тендер. Поэтому предприятия, которым не повезло при проведении государственных закупок, крайне редко обжалуют их результаты, поскольку это не приносит финансового результата.