Значительная часть сложностей, возникающих в бизнесе, имеет психологическую природу. Есть сравнительно новая отрасль психологии, призванная помогать людям в преодолении таких сложностей – изучение эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект как термин пока не очень известен в России. Он появился в среде американских психологов в 70-е год, долгое время его теоретические концепции «оттачивались» в научной среде и не имели практики использования. Поэтому, даже в США этот термин известен в довольно узких кругах специалистов, а уж тем более редко узнаваем в среде предпринимателей.

Он появился в ответ на экономический кризис тех годов — рост цен на нефть заставил американские компании пересматривать собственные стратегии эффективности. Когда стало понятно, что с экономической точки зрения улучшать что-либо уже некуда — и так, все, что возможно сокращено и сэкономлено — экономисты обратились за помощью к психологам с просьбой выяснить, можно ли улучшить бизнес за счет нераскрытых пока ресурсов в области личностной психологии предпринимателей, менеджеров и специалистов.

Эмоциональный интеллект может пониматься двумя способами, и разные психологические школы придерживаются своих принципов понимания этого термина.

Во-первых, это самостоятельная характеристика личности человека — наряду с интеллектом как таковым. Таким образом, уровень этого вида интеллекта базируется на врожденных качествах человека, на среде, в которой он воспитывался, а также на образе жизни и работы, который может тем или иным образом повлиять на уровень эмоционального интеллекта. Поэтому, величина его может быть, и чаще всего так и есть — непостоянна, но не может быть выше каких-то пороговых значений, которые формируются генетически.

Эта теория предусматривает, соответственно, шкалу, аналогичную IQ (и часто называемую EQ от слова «emotional»). Промежуточных значений по этой шкале много (и критерии у разных психологов, как правило, свои), но в целом, есть основные признаки высокого и низкого эмоционального интеллекта. Все очень просто — интеллект можно считать высоким, когда человек контролирует свои эмоции, а не наоборот — в большинстве ситуаций, вызывающих эмоции. Соответственно, если в большинстве ситуаций, вызывающих эмоции, последние преобладают над рациональным началом — то эмоциональный интеллект у человека низкий.

Во-вторых, эмоциональный интеллект может пониматься как некая управляемая модель поведения человека, обладающая скалярностью — чем выше какие-то из ее значений, тем выше уровень данного типа интеллекта. Авторы данной теории предлагают аналогию с управлением персонажей (или других объектов — техники, армий, инфраструктурных сооружений) компьютерных игр. Чем больше «скиллов» у «геймера», тем более высоких результатов он достигнет в игре. Соответственно, чем искуснее человек владеет «рычагами» эмоционального интеллекта, тем больший его уровень будет зафиксирован внешними измерителями — и сможет считаться «высоким» или «низким».

Какова практическая полезность концепции эмоционально интеллекта в бизнесе? Дело в том, что бизнес — это сплошные события, связанные с принятием решений. Этот процесс основывается, как правило, на двух началах — эмоциональном и рациональном. И в большинстве случаев сущность бизнеса предполагает активизацию и преимущественное использование второго. Если предприниматель или менеджер не способны это делать, то качество принятия решений (согласно теоретикам эмоциональног о интеллекта) может существенно снизиться. Также, в бизнесе важна и текущая работа (с документами, с файлами) — в ней часто лучше избежать эмоционального фактора. Высокий уровень эмоционального интеллекта может сыграть в этом положительную роль.