Для развития активности российских предпринимателей, крайне желательно наличие информации об агентах в стране на сайтах торговых представительств с рекомендациями

1. На сайте торгового представительства в каждой стране должна размещаться информация о работающих там агентах. Агенты заинтересованы в размещении этой информации для продвижения своих услуг. Торговые представительства должны проводить процедуру аккредитации агентов перед тем, как размещать информацию о них на сайте и рекомендовать российским экспортерам работать с данными агентами.

Агент может осуществлять процедуру оценки экспортного потенциала товара на рынке данной страны:

агенту необходимо передать подробное описание экспортируемого товара или услуги (возможно, для этого должен быть заполнен бриф, по типу того, который заполняют при проведении маркетингового исследования). После изучения материалов, агент должен указать, какой объем продаж может быть достигнут в стране в следующие три года и свое вознаграждение за работу.

Для аккредитации агенты должны предоставлять следующую информацию:

— Перечень оказываемых услуг и их стоимость (если стоимость услуг не зависит от суммы сделки); например – подбор адресов потенциальных партнеров, организация встреч и т.п.

— Опыт работы на рынке данной страны: количество осуществленных сделок за период (год) и средняя сумма сделки; референц-лист с информацией о его работе (без подробных существенных условий контрактов) и контактными данными сотрудника российского экспортера, который может данному агенту дать рекомендацию

— Информацию о русскоязычном сайте агента

— Юридические и финансовые документы компании (как в тендерной документации)

— Если агент – физическое лицо, то на сайте торгового представительства должен быть размещен образец договора с физическим лицом – агентом

2. Ресурсы:

— Шаблоны раздела сайта торгового представительства для наполнения его информацией об агентах.

— Описание процедуры проверки агента.

— Сотрудники в торговых представительствах, отвечающие за взаимодействие с агентами и осуществляющие их проверку.

— Инструмент, с помощью которого можно осуществлять гарантии по договорам с агентами (должны защищаться интересы обеих сторон – и агента, и экспортера)

— Мероприятия, на которые собирают вместе агентов и экспортеров для проведения переговоров и выбора партнеров для работы в стране

— Рекомендации для экспортеров по процедуре работы с агентами – проекты договоров, регламенты взаимодействия; формы отчетности агента (примеры отчетов о количестве осуществленных звонков, встреч, их результативности, отчет по воронке продаж и т.п.)

3. Сроки – 12 мес.

4. Орган – Минэкономразвития

5. Риски:

— Недобросовестность, как со стороны агента, так и со стороны экспортера

Меры по предупреждению:

Инструмент, с помощью которого можно осуществлять гарантии по договорам с агентами (должны защищаться интересы обеих сторон – и агента, и экспортера)

— Может оказаться, что в стране не будет желающих работать агентами

Меры по предупреждению

Льготное кредитование для агентов, поддержка при регистрации юридического лица, страхование сделок и т.п.

Частично выполнять функции агентов можно обязать торговые представительства