ПРОИЗВОДСТВО ОБУВИ В РОССИИ
В пятерку лидеров среди российских производителей вошли фабрики «Юничел», «Антилопа Про», «Парижская коммуна», «Егорьевск-обувь» и «Спартак». А в общей сложности в России около 200 обувных фабрик, многие из которых работают с одним из подразделений Analpa Inc., поставляющим комплектующие. Таковы данные «Всероссийского бизнес-рейтинга». Странно, что в этот хит-лист не вошли ни «Брис-Босфор», ни Muya, ни Ralf Ringer, которые, по данным Росстата, числятся самыми крупными производителями.
«Юничел» открыл 26 магазинов, стал лучшим работодателем Челябинской обуви, запустил новую линию малодетской обуви в Златоусте и начал строительство собственной газовой котельной, чтобы сократить расходы на энергозатраты.
«Парижская коммуна» обновила IT-систему, на 63% увеличила количество образцов в осенне-зимней коллекции, сократила долю сапог из натуральной кожи в пользу валенок, подала заявку на соискание премии Правительства Российской Федерации за 2011 год в области науки и техники «за разработку импортозамещающих конструкций и технологий изготовления специальной обуви».
«Спартак» в декабре 2011 года начал размещение ценных бумаг: по закрытой подписке покупателям было предложено 100 млн штук акций номиналом в 10 рублей, единственным потенциальным приобретателем был зарегистрирован нынешний генеральный директор Райхат Гарипов.
«Егорьевск-обувь» отметила 75-летие фабрики. Весь год компания жила освоением интернет-каналов продаж – от своего портала и соцсетей (что характерно, Facebook англо-русский, пока обувные компании не переводили контент) до интеграции с IT-системами региональных оптовиков. Большую дискуссию вызвало ужесточение политики компании по отношению к открытию фирменных магазинов и контролю за использованием своего товарного знака.
Что принципиально нового произошло в «Антилопе» именно в этом году, за что можно рейтинговать, не очень понятно.
Не стала «открытием года» и компания Mario Molinaro – в июле появилась новость о том, что в Санкт-Петербурге открывается новая обувная фабрика, но пока на этом дело и закончилось, на вопросы клиентов о сроках поставки компания не отвечает.
Точно так же не получила развития история с открытием фабрики детской обуви в Любиме («Ярославская обувь»). В 2010 году китайцы обещали запустить производство с объемами 3000 пар в день, но на рынке продукция так и не появилась.
Зато в Меленках (Владимирская область) без пафоса и шумихи набирает обороты работа обувной фабрики, принадлежащей компании «Жанетт». В 2010 году производство открылось на месте местного льнокомбината. Те же 1500 м2, что у Mario Molinaro, отданные под сланцы и повседневную обувь. Хотя тоже не без сложностей. Запустив производство, компания столкнулась с тем, что работать на нем люди не хотят даже за приличные деньги, предпочитая обувным цехам сезонный ягодно-грибной бизнес: дирекция всерьез задумывается о приглашении мигрантов из СНГ.
А самым крупным инвестпроектом в индустрии обуви в 2011 году стал узбекский: $6 млн планируется вложить в открытие 8 новых обувных предприятий в Сурхандарьинской, Ташкентской, Бухарской, Наманганской, Андижанской, Ферганской областях, а также в самом Ташкенте и Каракалпакии (срок – до конца 2014 года). Будет создано 300 рабочих мест. Срок окупаемости – 6 лет, планируемый объем производства – 2 млн пар (на экспорт уйдет 300 тыс пар). Возможно, проект считается крупнейшим из-за отсутствия другой информации на рынке.