Подрядчики: трудный опыт партнерства
Опыт Дирекции по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга

Каковы были принципы отбора подрядчиков?

Можно ли говорить о проблемах, вызванных несовершенством конкурсного законодательства РФ?

Процедура отбора подрядчиков определяется законодательством. Есть Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Не нарушая его, кроме как через конкурс (аукцион) отбирать их невозможно. Но прописанный там механизм далеко не всегда гарантирует положительный результат. Приведу пример, многим известный, благодаря интересу к нему со стороны прессы. Компания «Флора» изначально специализировавшаяся на переустройстве коммуникаций, благоустройстве и озеленении, заявляя самые низкую цену и короткие сроки, выиграла подряд три конкурса. Но потенциала для работы на доставшихся сложных объектах ей не хватило. Компания взяла огромные кредиты.
Не сумев платить по ним, объявила себя банкротом. На нее обрушились иски. Начались многочисленные разбирательства в судах. Все это крайне негативно отразилось на строительстве дороги.
Нет действенного инструмента, позволяющего еще на этапе отбора отсечь потенциально недобросовестных или не обладающих необходимым потенциалом подрядчиков. Нельзя выдвигать к ним требования об обязательности наличия какого‑то минимума строительной техники и специалистов необходимой квалификации. Достаточно допуска СРО на определенные виды работ. Даже если в штате, говоря условно, всего несколько человек, можно нанять необходимое число субподрядчиков.
Поэтому порой приходится менять подрядчиков, а это — большая проблема. Далеко не все хотят приходить на брошенное строительство.

Помощниками Дирекции в обеспечении надлежащего качества строительства КАД были и есть специализированные компании и представители авторского надзора. Что можно сказать об их работе?

Подрядчики при строительстве КАД

Как было сказано выше, в Дирекции есть отделы технического надзора и качества. В пользовании их сотрудников в небольшом количестве имеется специальное оборудование для оперативного контроля, но, чтобы в полном объеме собственными силами осуществлять технический надзор на таком объекте, как КАД, его недостаточно. Руководство Росавтодора сочло более правильным возложить выполнение основной части этой работы на специализированные организации, имеющие соответствующий статус, штат и техническое оснащение. Такой подход был признан целесообразным с самого начала, и наше мнение по этому поводу со временем не изменилось. Организация контроля качества с привлечением сторонних фирм оказалась очень эффективной. Привлекавшиеся компании в подавляющем большинстве проявили себя хорошо, и каких‑то серьезных замечаний к их работе не было. Преобладали санкт-петербургские фирмы (лидеры по объемам работ «Нева-Дорсервис» из группы компаний «Петербург-Дорсервис» и институт «Стройпроект»). Иногородним компаниям важное место отводилось на начальном этапе работ. На сегодняшний день осталась только одна — московская «Амальгама».